Вы наверняка знаете, что кошельки WebMoney можно пополнить через платежные терминалы. И в России, и в Украине, и в Беларуси. Используя этот механизм, интернет-продавцы могут принимать через терминалы оплату за свои товары и услуги, прибегая к WebMoney как к посреднику.
В данном случае, фактически, покупатель пополняет кошелек продавца, а денежные средства движутся следующим образом: наличные покупателя -> терминал -> WM-кошелек продавца. При этом покупатель может не быть зарегистрированным пользователем WebMoney и не иметь своего кошелька. В данной статье мы расскажем, как принимать такие платежи в Украине. В Украине на сегодняшний день действует около десятка крупных терминальных сетей, суммарно обслуживая порядка 20 000 терминалов.
С большинством из них WebMoney имеет договор, благодаря чему практически из любого украинского терминала можно пополнить U-кошелек WebMoney. Определить принадлежность терминала к той или иной сети можно по нанесенному на него логотипу. Приведем ниже для информации логотипы сетей, в которых можно пополнить U-кошелек. ОСМП
I-Box
PayPort
EasySoft
Pegas
Splaty
24nonStop
City-Pay
RegulPay
Чтобы произвести пополнение, необходимо выбрать не экране терминала логотип WebMoney, ввести номер кошелька, после чего вставлять одну за одной банкноты в купюроприемник. Более детальная инструкция приведена на сайте Гаранта .Вы можете встретить терминалы и с другими логотипами, но большинство из них являются дилерскими по отношению к указанным сетям, то есть имеют аналогичный набор провайдеров, включая и WebMoney.
Примечание. Пополнить через любой украинский терминал можно любой U-кошелек. Ограничений по аттестатам – нет (за исключением 2-й кнопки I-Box, об этом ниже). Необходимости авторизовать кошелек (как в случае с R-кошельками) – нет. Требования, чтобы владельцем кошелька был резидент Украины, – тоже нет. Все терминалы принимают только бумажные банкноты (как правило, достоинством от 1 до 200 грн.) и не принимают монеты. Никакие терминалы не выдают сдачу. Однако, на этом сходства заканчиваются и начинаются различия. Некоторые терминальные сети зачисляют WMU в кошелек сразу, а некоторые – с задержкой в 3-6 часов или даже через сутки. Все сети взимают комиссионное вознаграждение, но во всех оно различно и колеблется в зависимости от сети или даже конкретного терминала в пределах от 4 до 7%. Эта комиссия всегда вычитается из внесенной суммы, например, если комиссия составляет 6%, а в терминал внесено 100 грн, то на кошелек поступит 94 WMU. Сеть I-Box стоит особняком. В ней под логотипом WebMoney находятся 2 кнопки: "Поповнити свій гаманець” (”Пополнить свой кошелек”) и "Поповнити гаманець інтернет-продавця” (”Пополнить кошелек интернет-продавца”). Будем называть их для простоты: 1-я и 2-я кнопка соответственно. Зачем это нужно, мы расскажем чуть ниже. Перейдем ближе к делу и расскажем, как принимать платежи за свои товары и услуги. 1. Прием платежей через любую терминальную сеть, кроме 2-й кнопки I-Box. Вы можете просто сообщать клиентам номер своего U-кошелька и предлагать им пополнить его через терминал. Если ваш кошелек не включен в WM Merchant, то клиент может пополнить его через любую терминальную сеть (ОСМП, PayPort и т.д.), а также через 1-ю кнопку в I-Box. Но здесь есть одна большая проблема. В данном случае Вы получаете простой WMU-платеж на свой кошелек и поэтому не знаете, кто именно вам заплатил. Встает вопрос, как идентифицировать плательщика, т.е. как определить, что именно этот клиент совершил именно это пополнение. Поэтому все терминальные сети (кроме 2-й кнопки в I-Box) больше подходят для частных пополнений своих собственных кошельков, а не для приема платежей за товары\услуги от большого количества клиентов. Определить, включен ли ваш кошелек в WM Merсhant, можно здесь . Примечание. Включенными в WM Merchant считаются даже кошельки, включенные в тестовом режиме. 2. Прием платежей через 2-ю кнопку I-Box. Чтобы решить проблему с идентификацией плательщиков существует 2-я кнопка в сети I-Box. Если ваш кошелек включен в WM Merchant, то пополнить его можно только через 2-ю кнопку I-Box. Кроме того, через эту кнопку можно пополнять кошельки, не включенные в WM Merchant, если они имеют персональный (и выше) аттестат.
Платежи, совершенные через 2-ю кнопку I-Box, дают вам возможность идентифицировать плательщика. Но делать это можно по-разному, что зависит от некоторых настроек вашего кошелька. Сейчас мы это разберём. Но сначала отметим, что после внесения денег в терминал I-Box клиент всегда получает от терминала бумажный чек и должен сохранить его! На чеке указано несколько параметров: номер чека, номер терминала, дата и время внесения средств. Совокупность этих параметров уникальна и не повторяется. Терминальная сеть передаёт эти параметры в систему WebMoney, таким образом их знает только система и плательщик. 2.1. Прием прямых персонифицированных платежей на свой кошелек через 2-ю кнопку I-Box. Посмотрите на настройки кошелька в WM Merchant. Там есть опция "Прием платежей через терминалы, банкоматы, Почту РФ”. Если она у вас выключена, то платежи с 2-й кнопки I-Box поступают на ваш кошелек сразу после внесения клиентом наличных средств в терминал. Сумма зачисленных WMU равна полной сумме гривен, внесенных в терминал, за вычетом комиссии терминала 5%. В Примечании WMU-платежа содержится запись вида: CID=XXX-YYY; CDATE=ГГГГММДДЧЧММСС (в параметре CID записана уникальная неповторяющаяся комбинация, состоящая из номера терминала XXX и номера чека YYY; в параметре CDATE записана дата и время совершения платежа). Эту же информацию клиент видит на своём чеке, полученном в терминале. Это даёт вам возможность САМОСТОЯТЕЛЬНО производить идентификацию своих клиентов: запрашиваете у клиента номер чека и терминала, а также дату и время совершения платежа; вытаскиваете эти параметры из истории по кошельку (это можно автоматизировать с помощью XML-интерфейса X3 ); сравниваете то, что получили от клиента, с тем, что получили из истории платежей по кошельку; если совпало – клиента считаем идентифицированным и отгружаем ему оплаченный товар\услугу. Примечание. Еще раз обращаем ваше внимание на то, что такое информативное Примечание, содержащее параметры чека, имеют только WM-платежи, поступившие с 2-й кнопки I-Box. Пополнения, произведённые через другие терминальные сети и через 1-ю кнопку I-Box, этих параметров в Примечании не содержат. Точно так же работает 2-я кнопка I-Box и для кошельков, которые вообще не включены в WM Merchant (напомним, при условии, что кошелек имеет аттестат не ниже персонального). 2.2. Прием платежей через 2-ю кнопку I-Box с помощью WM Merchant. Если кошелек включен в WM Merchant и опция "Прием платежей через терминалы, банкоматы, Почту РФ” у него активирована, то это как раз тот случай, когда платежи через терминал интегрированы в WM Merchant, и вся работа по идентификации клиента возлагается на WM Merchant, а не на вас. Данная возможность была анонсирована совсем недавно. Как это работает? Примечание. После включения опции "Прием платежей через терминалы, банкоматы, Почту РФ” выключить её для данного кошелька уже нельзя. После внесения денег в терминал они не поступают на ваш кошелек сразу, а "повисают” на транзитном кошельке системы. Клиент возвращается на ваш сайт, оформляет покупку повторно или переходит к оплате ранее сформированного заказа/корзины. Попав на сайт merchant.webmoney.ru, клиент указывает, что хочет оплатить терминальным чеком. Вводит его реквизиты (номер чека, номер терминала, дату) и нажимает кнопку. По этой информации система находит данный чек в своей базе данных и проверяет, что по нему ещё не производили никаких покупок. Таким образом покупатель идентифицируется как истинный владелец чека, т.е. истинный плательщик. Сразу после этого происходит следующее. Во-первых, WMU зачисляются с транзитного кошелька системы на ваш кошелек – точно в сумме, равной стоимости покупки. Во-вторых, WM Merchant "дёргает” ваш Result URL сначала "формой предварительного запроса”, а затем и "формой оповещения о платеже”. Происходит это точно так же, как и в традиционном случае оплаты с кошелька на кошелек (см. протокол обмена данными WM Merchant ). Никаких отличий нет, за исключением того, что в обеих формах передается дополнительный параметр LMI_ATM_WMTRANSID. Если стоимость совершенной покупки меньше, чем денег на чеке, то клиент может получить неизрасходованный остаток на свой U-кошелек. Для этого он должен указать реквизиты чека здесь: https://online.ukrgarant.com/?mode=pay_t . Соответственно, если клиент не является пользователем WebMoney, то он должен сначала им стать и создать себе U-кошелек. Вообще говоря, если клиент передумал совершать покупку, то он может по той же ссылке получить на свой кошелек полностью всю сумму с чека. Других действий с "отработанным” чеком, кроме получения "сдачи”, клиент производить не может. Даже если на чеке ещё остались деньги, совершить с его помощью вторую покупку у него не получится. Таким образом, по одному чеку можно совершить только одну покупку. Нельзя забывать, что терминалы I-Box взимают комиссию 5%. По этой причине стоимость покупки по чеку может составлять не более 95% от внесенной в терминал суммы.
Например, если клиент вносит 100 грн, то платеж на кошелек продавца составит максимально 95 WMU. Поэтому предупредите клиента о том, что ему необходимо внести в терминал сумму, равную стоимость покупки / 0.95. В терминал могут вноситься только бумажные купюры от 1 гривны, поэтому при дробной стоимости покупкм клиент должен внести сумму, округленную в большую сторону до целого числа гривен. Если хотите, вы можете компенсировать комиссию терминала за свой счёт, снижая на 5% стоимость товара\услуги при их оплате через I-Box. Скажем, при стоимости покупки 100 грн отправляйте клиента на merchant.webmoney.ru с суммой 95 WMU. В таком случае клиенту нужно будет внести в терминал ровно 100 грн, ничего не переплачивая. Рассмотрим пример. Предположим, покупатель хочет приобрести в вашем магазине Java-игру для своего телефона. Он оформляет заказ на эту игру и видит, что её стоимость – 16 грн. Вы предлагаете оплатить через терминал I-Box и сообщаете номер своего кошелька, подключенного к WM Merchant с включенной опцией "Прием платежей через терминалы, банкоматы, Почту РФ”. Далее предположим, что ровно 16 гривен в кармане у клиента не нашлось и он внёс в терминал 20 грн. Таким образом, за вычетом комиссии терминала 5%, на его чеке будет 20 грн * 95% = 19 грн. Клиент возвращается на ваш сайт, снова оформляет заказ на выбранную Java-игру и переходит на merchant.webmoney.ru для оплаты. Вводит реквизиты с чека. WM Merchant проверяет их корректность. Списывает с чека стоимость покупки (16 грн), переводит вам 16 WMU и оповещает ваш Result URL. Оплата прошла успешно, и вы предоставляете покупателю ссылку на скачивание игры. После покупки на чеке клиента осталось 19 грн – 16 грн = 3 грн. Клиент может получить "сдачу” в размере 3 WMU на сайте https://online.ukrgarant.com/?mode=pay_t .Детальная инструкция для покупателей опубликована по адресу http://ukrbuy.com/details/terminals . Вы можете использовать тексты и рисунки из неё при составлении вашей собственной инструкции для ваших покупателей. 3. Возникает два вопроса… Вопрос первый. Почему кошельки, включенные в WM Merchant, можно пополнить только через 2-ю кнопку I-Box и нельзя пополнить через терминал другой сети? Ответ такой. Кошельки, включенные в WM Merhcnat, – это продавцы. Они принимают платежи АВТОМАТИЗИРОВАННО. Они не должны получать "неопознанных” платежей, не поддающихся автоматической идентификации. Ведь такие платежи нуждаются в ручном проведении или возврате, что для большинства интернет-бизнесов является "дурной” и нежелательной работой. В то же время, все украинские терминальные сети, кроме I-Box, пока не обеспечивают передачу в систему WebMoney параметров платежа, необходимых для идентификации плательщика, да еще к тому же и не всегда печатают чеки. По этой причине платежи на кошельки WM Merchant’а можно пополнить пока только из сети I-Box. Примечание. Если ваш U-кошелек включен в WM Merchant и должен оставаться в таком состоянии, но вы всё же хотите принимать пополнения из любого терминала любой сети – просто заведите для этого отдельный кошелек. Вопрос второй. Почему для автоматизации WM-платежей выбрана именно сеть I-Box, а не какая-нибудь другая? Дело в том, что эта сеть работает оптимально. Во-первых, платежи проходят мгновенно и не задерживаются на стороне сети. Во-вторых, комиссия на всех терминалах I-Box одинаковая (5%), что очень удобно для расчетов. В-третьих, не бывает проблем с печатью чека. В-четвертых, выполняются все технические требования, предъявляемые со стороны WebMoney. В-пятых, хотя в России I-Box не имеет широкого присутствия, в Украине сеть является одной из крупнейших и имеет более 5 000 терминалов .
http://www.prostobank.ua/internet_banking/stati/priem_webmoney_cherez_terminaly_v_ukraine
|